«Селфи» из позапрошлого тысячелетия

В газете «Вечерний Бишкек» от 13.10.2017 вышла статья Камышева А.М. : «Селфи» из позапрошлого тысячелетия

Японский согдолог профессор Ютака Есида, посетивший недавно Бишкек, помог прочитать надписи на кыргызстанских раннесредневековых согдийских памятниках и монетах.

Бронзовая с остатками позолоты пластина с изображением согдийца в вычурной шапке была найдена на Краснореченском городище уже давно и даже опубликована, а вот согдийскую надпись над его головой, принимаемую вначале за ветки дерева, удалось прочитать именно японскому профессору.

 

Первое слово — личное имя Нау–руан, второе с большой долей вероятности читается как “друг”. Можно предположить, что перед нами раннесредневековый портрет, вырезанный на память приятелю. Такое вот средневековое“селфи”!

Очень интересно и прочтение профессором Есидой надписей на монетах с раскопок Навеката Краснореченское городище), найденных еще основоположником археологического изучения Кыргызстана Александром Бернштамом. На аверсе монет отлита надпись: “Деньга господина тюргешского кагана”, а на другой стороне — тамга в виде трезубца и неразборчивая согдийская надпись. Профессор Есида впервые прочитал эту надпись как “правитель Уанантмах” — согдийское имя, засвидетельствованное в одном манихейском тексте, буквально “побеждающая луна”. Последнее прочтение уже принято всеми специалистами–согдологами, значит, эти монеты следует именовать уанантмахскими.

Археологические раскопки на Краснореченском и Ак–Бешимском городищах в Чуйской долине показали, что уанантмахские монеты, относимые нумизматами к концу VII века, повсеместно встречаются в культурных слоях, датируемых концом VIII — началом IX века, причем отмечено разнообразие типов и размеров этих монет от 22 до 11 миллиметров в диаметре.

Выстраивая ряд всех разновидностей уанантмахских монет от крупных к мелким, можно проследить инфляционный процесс с постепенной деградацией монет этого типа. В данном случае хронологическая последовательность очевидна, но отсутствовали надежные данные о том, когда именно начался их выпуск.

Все точки над “i” расставил акбешимский клад, где среди нескольких десятков местных монет была обнаружена хорошо датируемая китайская монета династии Тан (780–783 годы). Уточнение времени выпуска уанантмахских монет очень важно, поскольку монеты зачастую оказываются основным датирующим материалом на археологических раскопках.

…Два десятилетия назад, собирая материал для кандидатской диссертации, я наткнулся на уникальную монету, найденную на Краснореченском городище, с необычной для наших мест тамгой.

Санкт–петербургский доктор филологических наук Владимир Аронович Лившиц (1923 — 10 июня 2017–го, светлая ему память!) прочитал ее легенду как “деньга государя Хай–Инал Анира”. Иначе реконструировал эту легенду профессор Есида, а с ним позже согласились и другие лингвисты — “властелин Яглакар”, а на реверсе продолжение — “пусть он станет удачливым!”.

Яглакары известны в исторической науке как клан уйгуров в период своего владычества в Турфане, установивших в 763 году манихейство в качестве официальной религии.

Интересно и сделанное японским ученым определение еще одной монеты, найденной в Чуйской долине, уйгурская надпись на которой гласит: “Пусть священный указ превалирует (в царстве)”.

Есидой сделаны уточнения в легенде монет карлукского кагана, пришедшего в середине VIII века на смену тюргешам. То есть профессор Есида нашел новые письменные свидетельства, позволяющие отнести долины Чу и Таласа к основным районам сложения и расцвета тюркского манихейства.

В прошлом Кыргызстана еще немало белых пятен. И важно, чтобы все артефакты, сохранившиеся во время бурной многовековой жизни на его территории, попадали прежде всего в руки ученых.

 

Александр КАМЫШЕВ,

кандидат исторических наук.

Фото автора

Статья на сайте автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *